Положение о системе оценки
индивидуального развития
воспитанников в соответствии с
федеральным государственным
образовательным стандартом
дошкольного образования.
ГБДОУ «Детский сад №7 г.Сунжа
«Радуга детства»
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее
Положение) разработано с целью проведения оценки индивидуального развития детей в
рамках освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного
образования ГБДОУ «Детский сад № 7 г.Сунжа «Радуга детства»» (далее – Программа)
1.2. Положение регулирует порядок проведения оценки индивидуального развития
воспитанников, ведения учета и хранения информации о ее результатах
1.3. Положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 №
273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки
России от 17.10.2013 № 1155).
1.4. Действие настоящего Положения распространяется на участников
образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации
основной образовательной программы дошкольного образования и родителей (законных
представителей) воспитанников.
1.5. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников
образовательного процесса в ходе проведения процедуры оценки индивидуального
развития воспитанников, в рамках освоения ими основной образовательной программы
дошкольного образования.
1.6. Срок действия настоящего Положения не ограничен. Положение действует до
принятия нового.
2. Цели и задачи оценки индивидуального развития воспитанников.
2.1. Оценка индивидуального развития воспитанников проводится в целях выявления
эффективности образовательного процесса, результативности освоения детьми основной
образовательной программы, определения эффективности организованных условий для
реализации основной образовательной программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями Стандарта.
2.2. Результаты оценки используются педагогическими работниками для решения
следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки каждого ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
3.Организация проведения оценки и учета индивидуального развития
воспитанников
3.1. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка к концу дошкольного образования, которые являются определенным
отражением образовательных педагогических воздействий при реализации Программы в
пяти образовательных областях: социально – коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
3.2. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, включающая:
- педагогическую диагностику (низкоформализованные методы: наблюдения,
беседы, создание педагогических ситуаций, беседы с родителями), которая проводится
педагогами, непосредственно работающими с детьми, с целью отслеживания динамики
становления основных характеристик детей;
психологическую
диагностику
(высокоформализованные
методы:
диагностические методики), которая проводится только с согласия родителей (законных
представителей) ребенка, квалифицированными специалистами (педагогом-психологом,
учителем-логопедом) для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
3.3. Педагогическая диагностика осуществляется в форме регулярных
наблюдений педагога за детьми в группе в повседневной жизни (в самостоятельной
деятельности, во время игры, на прогулке, в процессе самообслуживания) и в процессе
образовательной деятельности (в совместной деятельности взрослых и детей).
Педагогическая диагностика (мониторинг промежуточных результатов освоения
программы), проводится с детьми каждой возрастной группы: 3-х лет, 4-х лет, 5 лет, 6 лет, 7
лет, с периодичностью 3 раза в год - октябрь, апрель.
Педагогическая диагностика (мониторинг итоговых результатов освоения
программы) проводится с детьми подготовительных к школе групп в конце учебного года,
по завершению дошкольного образования.
Результаты наблюдений (наличие или отсутствие у ребенка того или иного
качества) педагог фиксирует в листах оценки промежуточных результатов, в картах
развития ребенка 6-7 лет. По результатам диагностики педагог ставит следующие оценки:
- «достаточный» уровень (развитие ребенка соответствует возрастным
характеристикам, показатели сформированы
и наблюдаются в самостоятельной
деятельности ребенка, отражают состояние нормы развития);
- уровень «близкий к достаточному» (развитие ребенка близко к возрастным
характеристикам, показатели находятся
в состоянии становления, проявляются
неустойчиво, отражают состояние нормы развития);
- «недостаточный» уровень (развитие ребенка не соответствует возрастным
характеристикам, показатели не проявляются в деятельности ребенка, данная оценка
является показанием к проведению комплексного психологического обследования
специалистами).
Формами диагностики могут быть педагогические наблюдения, беседы с детьми,
продукты детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые
педагогами группы.
Оценкой успешности детей выступает не столько формальная усвоенность
информации, сколько применение ее в практической деятельности.
Выделенные и включенные в лист оценки показатели развития основных
(ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в
качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных
наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных
задач.
Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя,
имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, педагог
определяет степень успешности воспитательных и образовательных воздействий,
направления развития, где дети нуждается в помощи; выделяет детей, которые нуждаются
в особом внимании педагога, и в отношении которых необходимо скорректировать,
изменить способы взаимодействия.
Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической
диагностики отражается в тетрадях индивидуальной работы с воспитанниками.
3.4.
Психологическая
диагностика
проводится
квалифицированными
специалистами при необходимости, в случаях неизменяющегося характера развития
основных (ключевых) характеристик, наличия низких показателей развития ребенка и
динамики регрессивного характера у ребенка.
В апреле, с письменного согласия родителей, психологом проводится диагностика
оценки уровня готовности воспитанников подготовительной группы к школьному
обучению, которая включает интеллектуальную готовность, мотивационную готовность,
оценку зрительно-моторной координации и волевую готовность.
Психологическая диагностика
проводится с применением специального
диагностического инструментария.
Список методик, используемых в работе педагогом-психологом:
Методика обследования познавательного развития детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет
(Стребелева Е.А.)
Стандартные прогрессивные матрицы, цветные прогрессивные матрицы
Дж.Равена;
Рисунок человека (Гудинаф Ф.Л. – Харрис Д.) 3-7 лет;
Домик (Гуткина Н.И.) 5-7 лет;
Нестандартные игровые пробы с картинками и головоломками: «Найди отличия»;
Запоминание 10 слов (Лурия А.Р.) 6-7 лет;
Исключение предметов: 4-й лишний (Рубинштейн С.Я.) 3-7 лет;
Диагностика креативности. Тест Е.Торренса.6-7 лет;
Тест тревожности (Трембл Р., Дорки М.) 4-7 лет;
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка. Семаго
Н.Я. 4-7 лет
Список методик, используемых в работе учителем-логопедом:
«Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи» Ю.Ф.Гаркуша, А.А.Харитончикова, А.Т.Бордо
иллюстративный материал для обследования устной речи Иншаковой О.Б. «
Альбом для логопеда»
методика обследования речи детей 3-4 лет Н.В.Нищевой для детей младшего
дошкольного возраста.
4. Права участников образовательного процесса
4.1. Воспитанники имеют право на психолого-педагогическую и логопедическую
помощь при освоении основной образовательной программы.
4.2. Педагогические работники имеют право:
- самостоятельно проводить оценку индивидуального развития воспитанников
Учреждения в рамках педагогической диагностики;
- по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами
использовать имеющиеся рекомендации по проведению такой оценки.
4.4. Родители (законные представители) воспитанников имеют право:
- получать информацию об индивидуальном развитии своего ребенка, об освоении
им Программы;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, логопедических) воспитанников и о результатах проведенных
обследований;;
получать
психолого-педагогической
помощь
(диагностическую,
консультативную) без взимания платы;
- давать согласие на проведение психологической диагностики, либо отказаться от
ее проведения;
- лично присутствовать при проведении психологической диагностики, либо
отказаться от участия.
5.Обязанности участников образовательного процесса
5.1. Педагогические работники обязаны:
- проводить оценку и учет индивидуального развития воспитанников, в сроки
утвержденные настоящим Положением: в октябре и апреле текущего учебного
года;
- в конце учебного года (май) - предоставлять оценочные листы заместителю
заведующего по воспитательно-методической работе, для подготовки аналитического
отчета по освоению детьми основной образовательной программы;.
5.2.Педагог-психолог и учитель логопед обязаны:
- оказывать психолого-педагогическую и логопедическую помощь воспитанникам в
освоении Программы, в коррекции имеющихся нарушений;
- проводить психологическую диагностику в случаях,
указанных в п.3.4.
настоящего Положения только с согласия родителей (законных представителей)
воспитанников, осуществлять мониторинг развития детей;
- разрабатывать индивидуальные адаптированные программы, индивидуальные
образовательные маршруты сопровождения детей с ОВЗ, с проблемами в развитии;
- осуществлять психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей
(законных представителей) воспитанников по вопросам воспитания и развития.
5.3. Заместитель заведующего по ВМР обязан:
- оказывать методическую помощь педагогам в проведении педагогической
диагностики и оформлении соответствующей документации;
- обеспечивать наличие оценочных листов и карт развития детей, проводить анализ
результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об
освоении детьми образовательной программы на итоговом педагогическом совете;
-обеспечивать хранение диагностических карт по каждому ребенку на протяжении
всего периода пребывания воспитанника в Учреждении.
6. Ответственность:
6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению
оценки и учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими
основной образовательной программы дошкольного образования несет заместитель
заведующего по ВМР.
6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность
воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке, за реализацию не в полном объеме образовательной программы
дошкольного образования и качество образования воспитанников, а также персональную
ответственность за осуществление учета индивидуального развития воспитанников своей
группы.